ВОПРОС: Мне стыдно в этом признаться, но иногда мне даже не хочется быть рядом со своей лучшей подругой, потому что она так привлекательна, умна, весела и так успешна в карьере, что когда мы вместе, я чувствую себя почти незаметной на её фоне. Я не только чувствую, что теряю подругу, но это сжигает меня изнутри. Как мне освободиться от этой зависти?

ДЖАГАД-ГУРУ: Люди завидуют другим, поскольку пребывают в невежестве и не знают, кто они на самом деле. Мы атмы, вечные духовные души, но ошибочно отождествляем себя с временным материальным телом или постоянно меняющимся умом. Так, пребывая во тьме невежества, мы пытаемся найти удовлетворение и счастье в бесконечном чувственном наслаждении. В результате мы завидуем тем людям, у которых больше возможностей наслаждаться, чем у нас.

В вашем случае, вместо того чтобы радоваться удаче своей подруги, вы завидуете ей.

Если мы чувствуем разочарование или боль от того, что у кого-то есть что-то, чего нет у нас, то это зависть. Мы можем завидовать людям потому, что у них больше денег, славы, власти, красоты, талантов, харизмы, связей, удачи и т.д. Иногда несчастливый человек, завидующий кому-то, кто счастлив, делает всё возможное, чтобы сделать счастливого несчастливым. Есть поговорка: «Несчастье любит компанию». Несчастливый человек завидует счастливому и хочет сделать его таким же несчастным.

Зависть подобна занозе, постоянно колющей сердце и ум. Невозможно чувствовать внутренний покой, когда в нас сидит эта заноза зависти.

Мало что может сравниться с завистью по количеству создаваемых несчастий и дисгармонии. Зависть может быть очень разрушительной, поэтому необходимо сделать всё возможное, чтобы вырвать её с корнем.

С точки зрения йоги, главными причинами зависти являются недостаток мудрости и сердце, лишённое внутреннего духовного удовлетворения и счастья. Если мы духовно пусты, мы всегда будем стремиться заполучить то, что есть у других, но чего нет у нас. Это могут быть чья-то молодость, красота, ум, успехи в учёбе, власть, богатство, слава, чувство юмора, размер, вес и так до бесконечности.

Некоторые исполненные благих намерений люди ошибочно полагают, что можно искоренить зависть в обществе, если у каждого будет всё то же, что и у других. Они воображают, что если у всех будут одинаковые квартиры, велосипеды или автомобили, банковские счета, зарплаты и т.п., то ни у кого не будет оснований для зависти.

Конечно, такое «решение» невозможно и неосуществимо. Невозможно, чтобы у всех нас было то же, что и у других, или чтобы все мы находились в абсолютно одинаковой ситуации. Старый человек не может быть снова молодым. Молодой человек не может внезапно стать старым и богатым. Человек среднего возраста не может стать молодым или старым. Женщина не может быть мужчиной, а мужчина — женщиной. Некоторые женщины завидуют мужчинам, что у тех нет месячных.

И даже если бы у всех были одинаковые доходы, работа у всех всё равно разная. Не станет ли дворник завидовать офисному работнику, а тот — своему начальнику? Не будет ли работник фермы завидовать тому, кто работает на заводе, или наоборот? Не будут ли менее красивые девушки завидовать более красивым? Не будет ли человек низкого роста завидовать высокому или медлительный завидовать быстрому? Не будет ли глупец завидовать умному, а умный — более умному?

В конечном счёте все усилия в этом направлении будут обречены на провал — не только потому, что их цель недостижима, но и потому, что, даже если бы она была достижима, она всё равно не устранила бы духовную пустоту, которая и лежит в основе любой зависти.

Только тот, кто внутренне пуст, завидует другим. Тот же, кто духовно удовлетворён, никому не завидует. Поэтому, согласно учению йоги, единственный способ уменьшить зависть в нас самих и в обществе — это культивировать мудрость и духовную любовь.

Только в результате развития мудрости и духовной любви наши умы и сердца могут освободиться от зависти. Благодаря развитию мудрости и духовной любви наши сердца исполняются глубочайшего счастья, и тогда исчезает любая зависть, которую мы могли испытывать к другим. Таково состояние самоосознания, или просветления.