ДЖАГАД-ГУРУ: На минуту закройте глаза и представьте, что вы скоро будете оставлять тело. Через час начнётся ядерная война, и мы оставим этот мир. У наших тел даже не будет возможности состариться.

Можете открыть глаза. Что вы хотите сказать Богу и людям, которые рядом с вами? Что вы хотите чувствовать, подходя к этому моменту в своей жизни? Готовы ли вы уйти?

В конце концов вы почувствуете, что, несмотря на то что вы, возможно, считаете себя великим или успешным человеком, вы не можете предотвратить свой уход из этого мира. Несмотря на всю вашу ложную гордость, вы поймёте, что теряете управление и не можете остановить смерть.

И что вам тогда делать? Какое сознание у вас должно быть?

СЛУШАТЕЛИ: Смиренное.

ДЖАГАД-ГУРУ: Да, вам нужно быть в сознании смирения. И о чём вы прежде всего будете думать? Если вы духовный человек или преданный Бога, вы будете чувствовать: «Я несовершенен. Я совершил столько оскорблений. Я грешный человек. Я недостоин принять прибежище в Верховной Личности, но я хочу это сделать. Я попрошу Бога о помощи. Я попрошу у Него прощения».

Для того чтобы действительно попросить этого из глубины сердца, вы должны считать себя самым падшим. Иначе вы не сможете попросить. Ведь если вы не считаете себя самым падшим, вы не будете считать, что в чём-то провинились и нуждаетесь в прощении.

Дело в том, что, когда вы подойдёте к последнему моменту своей жизни, вы осознаете свою вину, своё несовершенство, свою слабость и несостоятельность. И если вы захотите просить прощения у Бога за свои оскорбления, то что вам при этом нужно будет сделать?

Допустим, у вашего смертного одра стоит человек, который нанёс вам обиду в вашей жизни. Он сделал вам что-то плохое, причинил вам боль. Его поступки отозвались болью в вашем сердце. И когда вы просите прощения у Бога, что вам одновременно нужно будет сделать?

СЛУШАТЕЛИ: Простить других.

ДЖАГАД-ГУРУ: Да. Если вы хотите получить прощение, вы должны простить тех, кто обидел вас. Если вы хотите, чтобы Бог простил вам оскорбления, совершённые по отношению к Нему, вы должны быть готовы отбросить чувство обиды на людей, плохо поступивших с вами, которое было у вас так долго. Вам нужно сбросить бремя гнева, который вы держали в своём сердце, — гнева на тех, кто причинил вам боль, обидел вас тем или иным образом. Вы должны будете это сделать.

Вы не сможете просить у Бога прощения из глубины своего сердца и чувствовать смирение, если одновременно не простите всех, кто обидел вас. Вы будете думать об обидевшем вас человеке. Вы будете думать о том, сколько лет вы гневались и держали обиду на него, стараясь заставить его страдать за то, что он плохо поступил с вами. Вы считаете его плохим человеком, потому что он не поступил так, как хотели вы. Он не оправдал ваших ожиданий. Он причинил вам много боли и обид. Готовы ли вы полностью простить его? Если нет, то не трудитесь бить поклоны и просить Бога простить ваши оскорбления.

Такова реальность. Вы не можете предаться Богу и просить у Него прощения, продолжая при этом держаться за свой гнев и чувство обиды по отношению к тому, кто оскорбил вас. Это невозможно. Вы не войдёте в мир Верховного Существа. Вы не сможете почувствовать настоящую преданность Богу. Это как войти в море — вы должны намокнуть. Вы не можете искупаться в море, не намокнув при этом. Если вы надели специальный костюм, преграждающий воде доступ к вашему телу, то нельзя сказать, что вы по-настоящему купаетесь в море. Вы по-прежнему отделены от воды, у вас всё ещё нет связи с ней. Вы не в воде.

С самого момента нашего появления в этом мире мы начинаем судить людей — нравятся они нам или нет, достойны они нашей любви или нет. Мы считаем, что кто-то достоин нашего уважения, если он относится к нам соответственно. Мы любим тех, кто исполняет нашу волю, помогая нам радоваться жизни. Нам нравятся люди, творящие нам добро, способствуя нашему наслаждению. Мы радуемся, думая: «Он любит меня. Он доставляет удовольствие моему сердцу. Он верен мне и заботится обо мне. Он любит меня и только меня. Я — центр наслаждения. Мне нравится, что другие люди служат мне своей любовью, своей верностью и т.д. Они служат мне многими способами. Чтобы получить это, мне тоже иногда приходится что-то давать. Я могу получить любовь, если буду платить за неё какой-то любовью в ответ. А если они не будут любить меня, то и я не буду давать им свою любовь». Как называются такие отношения?

СЛУШАТЕЛИ: Бизнес.

ДЖАГАД-ГУРУ: Да, это отношения бизнеса. Это не любовь. Любовь — это значит «я люблю тебя, даже если ты ненавидишь меня, я люблю тебя, даже если ты предаёшь меня, я забочусь о твоём благе, даже если ты не заботишься о моём». Вот что такое любовь.

По-настоящему любить очень трудно, потому что как только мы приходим в этот мир, мы обусловливаемся. В обусловленной жизни наши отношения таковы, что очень просто любить другого человека до тех пор, пока наша любовь не подвергается испытанию. Другими словами, наши чувства таковы: «До тех пор пока этот человек не обижает меня, я буду любить его. Если этот человек обидит меня, я больше не буду его любить, а заставлю его страдать».

Почему человек начинает обижаться или гневаться на свою жену (мужа) или так называемого друга (подругу)? Его чувства можно выразить следующими словами: «Я гневаюсь на тебя, потому что ты не любишь меня так, как мне бы хотелось. Ты не достоин моей ответной любви. Я не буду любить тебя. Я построю стену вокруг своего сердца, и этот холод будет моим ответом тебе. Это мой нож, которым я заставлю тебя страдать. Я даю тебе понять, что ты ведёшь себя плохо. Ты не любишь меня, плохо относишься ко мне. А раз так, то я буду холоден с тобой. Я не перестану разговаривать с тобой, но заставлю тебя страдать за твоё предательство — за то, что твоё отношение ко мне не совершенно». Он хочет заставить другого человека страдать, это доставляет ему какое-то извращённое наслаждение. Его счастье в том, чтобы делать другого несчастным. Так муж и жена наслаждаются извращёнными отношениями обусловленной любви. Они заставляют друг друга страдать от того, что один не любит другого, а тот платит взаимностью. Это очень несчастная жизнь.

СЛУШАТЕЛИ: Как можно выйти из этого состояния?

ДЖАГАД-ГУРУ: Слушая и воспевая святые имена Всевышнего и таким образом вкушая нектар настоящей любви к Верховному Возлюбленному и всем Его неотъемлемым частицам. Святые имена очищают сердце от всей пыли материальной обусловленной жизни и гасят огонь извращённого наслаждения. Они увеличивают океан трансцендентного счастья и дают нам возможность в полной мере вкусить нектар любви, которого мы всегда жаждем.

СЛУШАТЕЛИ: А что нужно для того, чтобы почувствовать вкус нектара святых имён?

ДЖАГАД-ГУРУ: Чайтанья Махапрабху учит (Шикшаштака, 3):

Следует воспевать святое имя Господа в смиренном состоянии ума, считая себя ниже соломы на улице. Следует быть терпеливее дерева, лишённым всякого чувства ложного престижа и всегда готовым оказать уважение другим, не ожидая уважения для себя ни от кого. В таком состоянии ума можно воспевать святое имя Господа постоянно.

Для того чтобы мы могли почувствовать вкус настоящей любви, у нас не должно быть высокомерия, которое лежит в основе и питает то чувство, что кто-то нанёс нам обиду. Если я чувствую, что я ниже соломы на улице, и кто-то вытирает о меня ноги, то я не гневаюсь. Люди ходят по соломе, лежащей на улице, но солома не вскакивает и не говорит: «Ты нанёс мне оскорбление! Я царь. Я наслаждающийся. Что ты делаешь? Разве ты не видишь, что я сижу на троне?»

Чувствуя, что он ниже соломы на улице, преданный Бога считает, что заслужил все приходящие к нему страдания, потому что считает себя самым падшим и греховным. Например, если один из супругов причиняет другому страдания своей неверностью или жестоким обращением, то тот считает, что все выпавшие на его долю испытания — ничто по сравнению с его собственными оскорблениями по отношению к Верховному Господу и оскорблениями, которые он, по всей видимости, совершил в прошлом по отношению к другим людям. Он чувствует: «Я настолько греховен, что заслуживаю гораздо худшего, чем те оскорбления, которые этот человек совершил по отношению ко мне». Это называется «терпимость».

Гнев возникает от того, что человек считает себя достойным: «Я достоин уважения. Я заслуживаю большего, чем ты мне даёшь. Я заслуживаю лучшего отношения от тебя».

СЛУШАТЕЛИ: Такое высокомерие и гнев присущи и детям, и взрослым?

ДЖАГАД-ГУРУ: Конечно. Ребёнок может чувствовать обиду на родителей: «Почему вы так относитесь ко мне? У вас ещё один ребёнок? Что это такое?»

Родители объясняют: «Это твой братик».

Ребёнок протестует: «Мне это совсем не нравится! Вы предаёте меня. Что это? Я пришёл в этот мир. Любите меня. Я ваш ребёнок. Я единственный, кого вы должны любить. Любите меня».

— Мы тебя любим. Но мы также любим твоего брата.

— Любите его? А я?

— Ты старший брат и должен любить младшего.

— Не хочу! Почему я должен его любить? Он мне не нравится.

Когда рождается младший брат или сестра, бывший единственный ребёнок в семье обижается на родителей, которые его «предали». С малых лет ребёнок убеждается в том, что «людям нельзя верить». «Им невозможно доверять. Посмотрите, у них есть один совершенный ребёнок, а они этого не понимают и заводят второго. Разве им не достаточно того, что у них есть я? Зачем им ещё кто-то, кроме меня?»

Затем появляется третий и, возможно, четвёртый ребёнок. Когда в семье четверо или пятеро детей, родители обычно направляют всё своё внимание на самого младшего. А старшие дети смотрят на него и думают: «Вот сопляк! Как же его балуют». Любимчик — это «младшенький». Другие были любимчиками лишь временно.

Старший ребёнок думает: «Я был любимчиком всего год и четыре месяца, а затем родители отодвинули меня на второе место. А через два-три года я оказался уже на третьем месте! Поищу-ка я кого-то другого, кто бы меня любил». Он начинает искать друзей. И происходит то же самое. Теперь у него есть близкий друг, и тут появляется третий друг. И скоро он уже снова жалуется: «Зачем тебе идти к нему домой? Я думал, мы идём ко мне».

Друг объясняет: «У него есть печенье».

— У меня дома тоже есть печенье. Ты не очень-то верный друг, раз идёшь к нему.

Во всех так называемых отношениях любви всегда всё то же самое. Кто-то начинает чувствовать себя оскорблённым: «Он не совершенен в своей любви ко мне. Он мало интересуется мной. Он не служит мне так, как мне бы хотелось». Но тот же человек говорит Богу в своей молитве: «Пожалуйста, прости меня за то, что моя любовь к Тебе не совершенна. У меня нет любви к Тебе. Я не был верен Тебе».

Дело в том, что если мы ожидаем прощения, то мы должны прощать. Это обязательное требование.

СЛУШАТЕЛИ: Это необходимо сделать только во время смерти?

ДЖАГАД-ГУРУ: Нет. Давайте вернёмся в настоящий момент. Мы больше не на смертном одре. Мы просто живём обычной жизнью. Как нам жить? Хотим ли мы жить, вкушая нектар любви к Верховному Существу и к другим, начиная с тех, кто ближе всего к нам, — наших супругов, детей, родственников, друзей, соседей и т.д.? Или мы хотим жить, не вкушая любовь к Богу по той причине, что не можем отказаться от своего гнева и чувства обиды на других — тех, кто, по нашему мнению, оскорбил нас?

Если завтра вы хотите почувствовать вкус нектара любви к Богу, то сегодня вы должны простить тех, кто обидел вас. Что это значит? Вы должны сегодня отказаться от своего гнева и чувства обиды. Вы должны сбросить этот огромный груз со своих плеч сейчас. Вы должны сломать эту корку, покрывающую вас, и сказать: «Я прощаю этим людям их оскорбления».

Вы должны по-настоящему и безоговорочно простить. С этим должно быть покончено раз и навсегда. Не должно быть никаких оговорок и условий: «Я прощу, если то или это». Нет. Вы должны чувствовать: «Я прощаю. С этим покончено». Если вы хотите почувствовать, что Бог простил вас, вы должны попросить у Него прощения и одновременно простить других.

СЛУШАТЕЛИ: Не тому ли же самому учит Иисус?

ДЖАГАД-ГУРУ: Да. Он учил своих учеников молиться: «Мой дорогой Отец, пожалуйста, прости мои оскорбления, как я прощаю оскорбивших меня, растоптавших меня, согрешивших против меня». Это происходит одновременно. Мы говорим не о христианстве, индуизме или исламе. Мы говорим о взаимоотношениях — ваших взаимоотношениях с Богом и с другими.

В этом мире у вас могут быть отношения с Богом и с другими, основанные на любви, или отношения, в которых ваша любовь к Богу будет подавлена, омрачена этим гневом и чувством обиды по отношению к другим. В конце концов, мы неотъемлемые частицы Всевышнего. Какими бы несовершенными вы ни были и какие бы оскорбления ни совершили, если вы будете воспевать святые имена, ваше сердце очистится. Если вы оставите весь свой гнев и чувство обиды и даже саму мысль о том, что вы вправе критиковать других, что вы совершенный человек, который вправе судить других, то вы на самом деле почувствуете вкус нектара любви к Богу.

Если вы попытаетесь вкусить нектар святых имён, одновременно держась за свой гнев и чувство обиды на тех, кто оскорбил вас, то это всё равно что пытаться попробовать мёд в банке, облизывая её снаружи. Вы увидите его, но между ним и вами будет стекло. Вы не сможете почувствовать его вкус, потому что вы не полностью предались. Когда вы действительно будете чувствовать, что вы ниже соломы на улице, вы услышите, как Господь в вашем сердце будет говорить вам: «Ты должен простить всех, кто обидел тебя. Ты должен отбросить весь свой гнев и выбросить на свалку всё своё чувство обиды».

СЛУШАТЕЛИ: А что, если человек не готов отказаться от них? Что, если он по-прежнему хочет держаться за них?

ДЖАГАД-ГУРУ: Если человек по-прежнему хочет держаться за эти «сокровища» гнева и чувства обиды, то он не сможет вкусить нектар любви к Богу. Он может продолжать делать вид, что он преданный Бога, но это ему нисколько не поможет. И когда наступит момент смерти, его сердце будет очень жёстким. Он по-прежнему будет нести на себе эту тяжесть.

СЛУШАТЕЛИ: Почему его сердце будет жёстким?

ДЖАГАД-ГУРУ: Потому что когда вы гневаетесь на того, кто нанёс вам какую-то обиду, вы в конечном счёте гневаетесь на Бога.

СЛУШАТЕЛИ: Почему?

ДЖАГАД-ГУРУ: Потому что Он — Верховный Управляющий. Вы можете не осознавать, что вы гневаетесь на Него, но такова реальность. Вы гневаетесь на Бога, на других и на весь мир.

Например, атеист гневается на Бога. Он разгневан на весь мир. Он полон гнева. Это всё одно и то же, один и тот же гнев: «Почему Бог обижает меня?»

Какие взаимоотношения вы хотите иметь с Богом? Такие, когда вы живёте для Его удовольствия, или такие, когда Он существует для вашего удовольствия? Либо те, либо эти. Какие? Выбор за вами. Какими будут ваши отношения с Богом? Существует ли Он для того, чтобы служить вам — обеспечивать вам совершенного мужа или жену, совершенного ребёнка, совершенного друга, совершенную жизнь, в которой все будут относиться к вам хорошо, любить вас и в которой вы будете маленьким счастливым совершенным человеком? Или же вы существуете для удовольствия Бога, когда Он верховный наслаждающийся, вы Его слуга и ваше предназначение — доставлять удовольствие Ему?

Если вы считаете, что вы верховный наслаждающийся, а Бог существует для того, чтобы обеспечивать вам наслаждение и удовлетворять ваши запросы, то как вы отреагируете, если ваш ребёнок вдруг погибнет в автокатастрофе или заболеет смертельной болезнью, такой как рак? Ваша вера в Бога подвергнется серьёзному испытанию. Вы разгневаетесь. Это то же самое, как если кто-то оскорбит вас. Тот же гнев. Вы чувствуете: «Я должен быть счастлив. Бог, Ты должен служить моему счастью, а Ты всё испортил. Ты оскорбил меня. Посмотри, что Ты сделал! Ты не справедлив. Ты не добр. Ты плохой, жестокий. Ты заслуживаешь того, чтобы я отверг Тебя. Ты заслужил мой гнев. Я больше не верю в Тебя».

И мы стараемся причинить Богу страдания, повернувшись к Нему спиной. Но на самом деле страдаем только мы сами. Бог по-прежнему любит нас. Когда мы поворачиваемся к Нему спиной, мы страдаем от холода. Ад не горячий. Ад холодный. Ледяной. Он настолько холодный, что обжигает. Любовь тёплая. Этот лёд сковывает тепло любви к Богу и к другим. Мы становимся твёрдыми, как ледяные глыбы.

Вы когда-нибудь видели, как человек оставляет этот мир, охваченный гневом?

СЛУШАТЕЛИ: Да. Эти люди очень несчастны.

ДЖАГАД-ГУРУ: Они не могут принять прибежище в Боге, потому что держатся за свой гнев. И переносят его с собой в следующую жизнь, сохраняя это чувство обиды. Они в аду. Вот что такое ад — это чувство, что «я заслуживаю лучшего, но Бог и все Его неотъемлемые частицы просто не служили мне как положено».

Преданный — это тот, кто считает себя ниже соломы на улице, кто терпеливее дерева. В таком состоянии смирения он чувствует: «Я недостоин. Что бы ты ни сказал и ни сделал со мной, я не считаю это оскорблением, потому что я самый падший и греховный».

Вот что нужно для того, чтобы обрести любовь к Богу. Просите прощения у Бога за свои оскорбления по отношению к Нему. Просите прощения у всех живых существ, которых вы, возможно, обидели или которым причинили боль. Когда вы пребываете в таком состоянии, вы не будете думать: «Все обидели меня». Вы будете чувствовать, что это вы совершаете оскорбления.

Есть только два типа сознания — или «я оскорбитель Бога», или «Бог и все остальные оскорбляют меня». Поэтому вам нужно сделать выбор.

Сделайте выбор, который удовлетворит Верховного Господа. Спасибо большое.