Интервью с Джагад-гуру
Сиддхасварупанандой Парамахамсой

СОБЕСЕДНИК: Я думаю, у многих людей есть сомнение относительно метода, с помощью которого некоторые так называемые религиозные группы собирают денежные средства или пожертвования. Что вы думаете о тактике, которую они иногда применяют?

ДЖАГАД-ГУРУ: В ведической системе или системе йоги идея склонить кого-то к тому, чтобы пожертвовать что-то, заключается в том, что если вы жертвуете от сердца, добровольно, то это не только помогает вам выполнять вашу работу, но также непосредственно помогает тому, кто жертвует. Он думает: «Это идёт Богу. Это будет использовано для служения Богу». Таким образом, он жертвует то, что мог бы использовать для своего собственного материального наслаждения, на служение Богу и другим. Это называется преданным или любовным служением Богу.

Человек, который от имени Бога принимает деньги или дары, не имеет права ни копейки из них использовать для своего собственного удовольствия. Его положение — быть просто посредником. Что бы другие ни давали ему, его задача — предложить это Богу или использовать это непосредственно в служении Богу.

Самое главное — это то, что подношение делается добровольно. В Бхагавад-гите Кришна говорит:

Если человек предложит Мне с любовью и преданностью листок, цветок, плод или воду, Я приму это подношение.
Бхагавад-гита, 9.26

Даже такие простые вещи, как плод, немного воды или цветок, могут быть на самом деле предложены Богу только в духе любви, и Бог примет этот дар своим собственным трансцендентным образом. Это не значит, что Бог желает чего-то временного и материального. Что на самом деле доставляет Ему удовольствие, это моё жертвование, чувство или любовь, с которой это было поднесено.

Подобно тому как если я подношу вам гирлянду цветов, то я, на самом деле, дарю вам чувство или выражение любви. В гонолулском аэропорту на Гавайях нанимают профессиональных «дарителей» цветочных гирлянд. Они выкрикивают: «Мистер Джонс? Мистер Джонс?!» — подходят к вам и набрасывают на вас гирлянду. Это может быть самая красивая, самая роскошная гирлянда из существующих в природе, но поскольку это профессиональный акт, поскольку за этим не стоит любовь, то вам нечего и принимать его.

СОБЕСЕДНИК: Означает ли это, что Бог принимает только то, что предлагают добровольно?

ДЖАГАД-ГУРУ: Да. Когда человек или организация принимают что-то в пользу Бога, это означает, что они принимают то, что люди дарят от сердца, добровольно. Это означает любовь. Любовь основана на свободе: свободе дарить или не дарить, свободе дарить столько, сколько хочешь. Именно искренность дара, именно искренность подношения, на самом деле, принимает Бог.

Когда мы говорим о царстве Бога, мы имеем в виду, что Бог — тот, кто наслаждается. Чем же он наслаждается? Он наслаждается взаимоотношениями любви со своими детьми, душами. Очевидно, что Он не наслаждается ничем материальным. Подобно тому как мать принимает любовь, с которой её ребенок сделал для неё куличик из грязи, Бог принимает наше желание предложить что-нибудь Ему, а не саму вещь.

Если кто-то на самом деле представляет Бога, то сбор денежных средств ради его дела будет только частью того, что он в действительности желает. Его основным желанием будет вовлечение людей в служение Богу, помощь людям помнить Бога, сделать для них возможным предложить что-нибудь от сердца на служение Богу. Сейчас, к сожалению, некоторые фанатики думают, что можно приставить револьвер к чьей-нибудь спине и сказать: «Отдай мне свои деньги!» Они даже считают, что, делая это, они служат Богу. Я однажды написал песню под названием «Дорогой фанатик, угомонись!», в которой есть такие слова: «Убери свой нож от моего горла, убери свой револьвер от моей спины, перестань брать деньги из моего кармана и убери свою руку с моей головы». Если человек принуждает вас «служить Богу», то это всё равно что сказать: «Знаешь, это всё принадлежит Богу, поэтому я заставляю тебя использовать это для служения Ему». Но он не помогает мне, потому что я не отдаю добровольно.

Дело в том, что в итоге Бог получит всё назад в момент вашей смерти. Смерть — это верховный грабитель, который приходит, как вор ночью, и забирает весь узел. Таким образом, существуют два вида подчинения Богу. Один тип подчинения подобен подчинению из страха перед грабителем с револьвером — вы поднимаете руки вверх и говорите: «Я сдаюсь». Второй тип подчинения — предаться сердцем. Он называется «любовь». Первый тип основан на принуждении или силе, а второй — на доброй воле. Если человек думает, что может силой заставить кого-то предложить всё обратно Богу, то этот человек, на самом деле, не представитель Бога. Он — представитель майи, энергии иллюзии. Что это? Смерть, материальная природа. Материальная природа — это тот аспект Бога, который берёт силой. Истинный представитель Бога — это тот аспект, который даёт людям возможность изменить сердце. Он помогает им таким образом, что их отношение меняется, и потому они предлагают энергию Бога обратно Богу добровольно и испытывают от этого удовольствие. В этом разница между настоящим слугой Бога и фанатиком.

Таким образом, когда мы говорим о назначении религиозной организации, мы говорим о попытке убедить людей, что они будут счастливы, любя Бога, предавшись Богу и используя свою собственность на служение Богу. Это сделает их счастливее, чем они были бы, используя всё для своего собственного удовольствия. Таким образом, существуют разные степени посвящения себя служению Богу. Один человек может посвятить этому всю свою жизнь — тело, ум, душу и всю свою собственность. Кто-то ещё может предложить только один процент своего тела, ума и души. Но во всех случаях это должно быть сделано добровольно, в противном случае это не духовно.

СОБЕСЕДНИК: То есть вы говорите, что представление о том, что можно принести кому-то пользу, отобрав у него что-то и использовав это на служение Богу, ведёт к фанатизму?

ДЖАГАД-ГУРУ: Представление о том, что я могу принести человеку пользу, вынимая из его бумажника двадцать долларов и каким-то образом используя их на служение Богу, это абсурд. Это безумная идея. Это означало бы, что вы можете принести пользу сразу большому количеству людей, украв деньги из банка. Если вы ограбили банк и использовали деньги на то, что считается служением Богу, какая будет от этого польза тем людям, деньги которых были в этом банке? Почувствуют ли они хоть немного счастья или любви? Почувствуют ли они, что приблизились к Богу хотя бы чуть-чуть? Нет. Когда они узнают, что их деньги украдены, они рассердятся. То же самое касается человека, которого каким-то образом вынудили сделать денежное «пожертвование» на улице. Он не чувствует любви, он чувствует гнев. Но если я, на самом деле, помог ему стать ближе к Богу, то почему он сердится? Вы не можете привлечь меня к служению Богу. Только я сам могу совершить акт служения Богу. Это должно быть добровольным. Если применяется сила, то нет и речи о служении — это рабство. Это фанатизм.

СОБЕСЕДНИК: Значит, человек лично принимает решение о том, что он собирается делать со своей жизнью, своей собственностью и т.д.?

ДЖАГАД-ГУРУ: Да, именно так. Когда мы говорим о любви к Богу, мы говорим о свободе. Мы вечные индивидуумы (атмы), а Бог — вечный Верховный Индивидуум (Верховная Атма). Таким образом, если я индивидуум, это значит, что я должен сам принять решение — служить или не служить Богу, предлагать что-то Богу или ничего Ему не предлагать. Если вы пытаетесь заставить кого-то служить Богу, т.е. отбираете чьи-то деньги или что-нибудь ещё, то этим вы отказываете ему в индивидуальности. Вы лишаете его свободы выбора. Следовательно, то, в чём вы на самом деле ему отказываете, это в возможности когда-нибудь иметь отношения с Богом. Вы мешаете ему развивать отношения с Богом на основе любви. Вы не помогаете ему.

СОБЕСЕДНИК: Почему люди себя так ведут?

ДЖАГАД-ГУРУ: Потому что они неверующие. Они думают, что если людям предоставить право выбирать служить или не служить Богу, то они не будут служить Богу. А почему они так думают? Они так думают потому, что они сами такие. Они переносят своё собственное нежелание служить Богу на других, вот и всё. Заставляет ли нас Бог служить Ему? Нет. Бог всемогущ: Он мог бы силой удержать нас в Своём царстве. Но Он предпочитает не делать этого. Почему? Потому что Он не хочет, чтобы вы делали то, чего вы не хотите. Основа чистого царства Бога — это любовь, а основа любви — свобода. Материальный мир — это та часть царства Бога, где индивидуальные души предпочли не служить Богу. Но дело в том, что у нас всегда есть свобода выбора — служить или не служить Богу.

Таким образом, если мы хотим пытаться водворить людей в царство Бога — называем ли мы себя христианами, индуистами, мусульманами или кем угодно, — мы должны принять во внимание, что Бог не заставляет Своих детей оставаться в царстве Бога, как если бы оно было своего рода тюрьмой. Он не применяет силу, чтобы заставить людей прийти к Нему или любить Его. Он не применяет силу, чтобы заставить людей предаться Ему. Тогда почему Его представители должны пытаться заставить людей предаться Богу? Предаться по-настоящему означает любить. Можете ли вы заставить меня полюбить кого-то? Конечно нет. Любовь предполагает добрую волю. Основа царства Бога — любовь. Основа любви — чистого вкуса царства Бога — свобода. Каждый, кто действует от имени Бога или старается привести людей к Богу, должен это понять. А если он не понимает этого, то он не настоящий представитель Бога, потому что он, на самом деле, не чувствует вкуса любви к Богу. У таких людей нет совершенной веры в Бога, в то, что Он всем управляет. Они думают: «Бог потерял управление, мы должны принять управление на себя» — и начинают спасать людей. Это фанатизм.