Обычно люди думают, что религия означает тип веры. Но на самом деле истинный смысл религии не в этом.

Во Введении к книге «Бхагавад-гита как она есть» А. Ч. Бхактиведанта Свами очень ясно говорит, что на самом деле смысл слова «санатана-дхарма» на санскрите несколько отличается от смысла слова «религия» в английском языке. Этот смысл лучше характеризует то, чем на самом деле является религия. Наши представления о религии обычно связаны с какой-то конкретной сектой, но слово «санатана-дхарма» относится к вечному назначению вечного живого существа в его взаимоотношениях с Верховным Господом. Бхактиведанта Свами объясняет:

Значение слова «религия» несколько отличается от понятия санатана-дхармы. Слово «религия» несёт в себе идею веры, а веру, как известно, можно сменить. Кто-то из нас сегодня может верить в один путь, а завтра перестать верить в него и начать верить во что-то другое. Между тем санатана-дхармой называют деятельность, которую невозможно поменять. К примеру, у воды нельзя отнять то, что она жидкая, так же как тепло нельзя отделить от огня. Аналогичным образом, у вечного живого существа нельзя отнять его вечную деятельность.

Таким образом, это означает, что религия является вечным свойством живого существа.

Во-первых, давайте проанализируем, какая часть живого существа остаётся неизменной. Мы уже много раз говорили о том, как клетки грубого материального тела полностью обновляются каждые семь лет, из чего мы можем заключить, что тело не является постоянным спутником личности. Живое существо не является материальным телом. Но есть жизненная сила, или душа, временно находящаяся в теле, вечная духовная душа. Хотя тело и ум могут меняться, вы — это по-прежнему вы. А всё, что связано с временным телом, все «ярлыки», которые «навешаны» на него, должны также рассматриваться как временные.

Например, человек может заявлять о принадлежности к какой-то вере, которая соответствует определённому времени и обстоятельствам, но такие обозначения не являются санатана-дхармой, или вечными, потому что у них есть начало и конец. Человек может изменить свою веру с христианской на мусульманскую или вспомнить, что стал христианином в такой-то день такого-то числа, поэтому все эти обозначения — просто прилагающиеся ярлыки, относящиеся к временному телу. Они являются временными, внешними обозначениями, потому что «надеты» на вас. Поэтому естественно заключить, что рано или поздно они будут «сняты».

Когда мы говорим о религии, мы не имеем в виду ничего искусственно назначенного или навязанного живому существу. В конце концов, что было до того, как вы стали называть себя христианином, индуистом, мусульманином или буддистом? Какие свойства вас самих существовали прежде, чем вы начали называть себя каким-нибудь из этих имён? Мы уже установили, что первое свойство живого существа — то, что вы вечная духовная душа. Это качество неотделимо от вас в той же мере, в какой невозможно отделить текучесть от воды или жар от огня. Вы, по сути, вечное живое существо.

Вторым свойством или склонностью живого существа (вы можете проанализировать это на собственном примере) является то, что живое существо всегда служит и испытывает любовь и привязанность. Вы можете легко понять, что каждое живое существо постоянно занято служением другому живому существу. Например, низшие животные служат людям, как слуги — своему хозяину. Бхактиведанта Свами объясняет:

Мы видим… что все без исключения живые существа кому-нибудь служат. Политики выносят на суд избирателей свои программы, стремясь убедить их в своей способности служить, а избиратели отдают им свои голоса в надежде на то, что политики будут хорошо служить обществу. Продавец служит покупателю, а рабочий — капиталисту. Капиталист служит семье, а семья служит государству. Таким образом, нет ни одного живого существа, которое бы не служило другим, и можно с уверенностью заключить, что служение является вечным атрибутом и вечной религией всех живых существ.

Суть в том, что если вы вечны по природе и ваше вечное назначение — любить и служить кому-то, то, очевидно, ваша деятельность должна быть связана с Верховным вечным живым существом и выходить за пределы телесных представлений о жизни — «я индуист, я это, я то». Если вы можете перестать быть христианином или индуистом или если вы можете стать христианином или индуистом, то это не есть, на самом деле, религия, потому что это не вечно.

В действительности различные вероисповедания в конечном счёте призваны пробудить человека к его подлинному религиозному состоянию. Другими словами, какому бы процессу ни следовал человек (христианской вере, индуистской — какой бы ни было), если это не приводит его к пониманию того, что он — вечная душа и у него есть вечные взаимоотношения с Верховной душой, то его жизнь бессмысленна. Потому что вместо того чтобы достичь уровня настоящей религии, а именно любви к Богу, человек начинает отождествлять свою конкретную веру с религией как таковой. Таким образом, стать религиозным человеком не значит начать думать: «Я индуист», «Я христианин», «Я вступил в эту команду» или «ту команду»; это значит раскрыть в себе то, что у нас уже есть, — наши личные вечные отношения с Богом, основанные на любви, без всякого сектантства и фанатизма.

Вся эта борьба, это сознание принадлежности к группе и сектантство есть то, что Бхактивинода Тхакур назвал «величайшим врагом человечества». Если кто-то думает, что он христианин, то он будет считать мусульман или индуистов своими врагами, и наоборот. Подобные разделения не имеют ничего общего с настоящей религией, но основаны на ошибочном отождествлении с телом, поэтому так много конфликтов и религиозных войн связано именно с этим. Например, почему конфликтуют чёрные и белые? Почему они считают, что между ними есть какая-то разница? Потому что они смотрят только материальными глазами. Они не видят духовными глазами, что внутри чёрного или белого тела и те и другие — дети Бога. Если бы люди думали: «Я душа, ты душа», то не было бы причины для конфликта.

Но несмотря на все разговоры о религии подавляющее большинство, на самом деле, следует вере материализма, отождествляя себя с внешним телом, независимо от того, как они себя называют.

Бывший президент Джимми Картер, так называемый христианин, однажды сделал заявление, которое показательно для этого ограниченного типа видения. Он сказал что-то вроде: «Египтяне и евреи — нормальные люди, на самом деле я чувствую близость к ним, потому что в конечном счёте мы поклоняемся одному Богу — Богу Авраама». Таким образом, косвенно он сказал, что должны быть другие Боги. Другими словами, он не может испытывать чувство близости к другим людям, если они поклоняются другому Богу. Но на самом деле Бог — отец всех живых существ, а не только людей некоторых национальностей или одной религиозной веры.

Господь Чайтанья явился, чтобы научить нас тому, что такое настоящая религия, а именно, что мы не материальное тело, а вечные неотъемлемые частицы Верховной Личности, и наше предназначение — любить Верховного Господа и служить Ему. Господь Чайтанья сказал, что в этот век хаоса и замешательства, когда все спорят, движимые духом групповых противоречий, единственный способ подняться над всем этим — совместное воспевание имён Верховного Господа. Далее Он говорит:

О мой Господь, у Тебя сотни и миллионы имён, и каждое из Твоих святых имён наделено трансцендентной силой.

Хотя Бог один, у Него много имён, основанных на Его различных качествах. Например, Бога называют Иегова, потому что Он всемогущ. Бога называют Аллах — это означает, что Он всем сострадает. И Его называют Кришна, что означает «всепривлекательная личность». Таким образом, вы можете называть Бога одним именем или разными именами, но это не будет означать, что существует другой Бог. Это неправильное понимание, которое и приводит к стольким конфликтам.

Первое положение религии — осознать, что вы не тело. Вы — душа внутри тела. Как только вы это осознаете, вы сразу же поймёте, что вы не белый и не чёрный, не американец и не русский, не христианин и не индуист — никакое внешнее обозначение не является вами. Второе: ваше положение подчинённое. Вы не Верховный дух, вы — неотъемлемая часть Всевышнего. Это приводит вас к третьему положению — вашей естественной функции, которая заключается в любовном служении Ему.

В конце Бхагавад-гиты Кришна говорит:

Оставь все религии и просто предайся Мне, люби Меня.

Поэтому старайтесь каким-нибудь образом развивать любовь к Богу. В этом истинный смысл религии.